Государственный струнный квартет им. М.И. Глинки
рус/eng
Квартет / Статьи и рецензии / Nokia tune против Чайковского и Брамса

Nokia tune против Чайковского и Брамса

Вечером 10 апреля в Чите давал концерт московский квартет имени Михаила Глинки, закрывая таким образом камерную составляющую фестиваля«Цветущий багульник». В этот вечер у Читы была возможность услышать игру исполнителей наивысшего уровня, несколько сотен горожан этой возможностью охотно воспользовались.

Наверное, это было самое аскетичное по оформлению выступление на нынешнем фестивале. Два белых прожектора освещали четыре простейших чёрных офисных стула, на которых, слегка покачиваясь, играли четыре мужские фигуры во всём чёрном. Свет немного бликовал на лакированных поверхностях туфель — вот и все эффекты. Всё это только подчёркивало благородную красоту привезённых в Читу старых скрипок и виолончели — квартет играет на жемчужинах Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. И если внешне концерт был вершиной минимализма, то в звуковой Вселенной в это же время разворачивались мелодраматичные страсти библейских масштабов.

Одна из сторон высшего профессионализма музыкантов квартета заключается в умении играть без единого лишнего звука. Не было ни намёка на обожаемые многими аудиофилами скрипы скользящих по струнам пальцев или на шёпот встречающегося с корпусом инструмента смычка, вообще ни одного постороннего шороха — только то, что имеет отношение к партитуре. Как не было и никакого искусственного усиления звука, электричество присутствовало на концерте только в лампах прожекторов, да в головах исполнителей и слушателей.

Первое отделение началось с медленной части (Langsamer Satz) для струнного квартета Антона Веберна. Эта музыка, написанная в начале ХХ века, не даёт полного представления о стиле зрелого Веберна, но при этом замечательно иллюстрирует те ещё романтические корни, из которых потом выросла музыка нового столетия.

И тут нельзя не сказать про дикие нравы представителей века двадцать первого. Музыканты мирового уровня играют перед нами великую музыку, а мы не утруждаем себя элементарным трудом выключить звук телефона. То тут, то там по залу пиликает злосчастная Nokia tune — только что мысленно ты былгде-то далеко, и вот ты опять в кресле и готов от стыда за земляков провалиться сквозь землю. Ну а когда меж рядов начинают бегать непосредственные и ни в чём, конечно, не виноватые дети, становится более понятной вечная борьба Евгения Гришковца с неблагодарным зрителем. Пока со сцены лилась музыка из второго квартета Брамса, дошколята непринуждённо бегали по залу, играли с родительскими смартфонами, хлопающими креслами, друг с другом, наконец. При полном бездействии и чуть ли не при одобрении родителей. Местами было невыносимо, а пресловутые аплодисменты в паузах между частями произведения на этом фоне были сущим пустяком.

Правда, после антракта, объявив третий квартет Чайковского, ведущая концерта уже прямо рекомендовала зрителям воздержаться от оваций между частями опуса. И зал скрепя сердце с честью прошёл это испытание, получив в награду шикарный бис — арию «Воздух» из третьей оркестровой сюиты Баха.

Квартет имени Глинки играл в Чите непростую, не легковесную музыку. Ни одно из трёх программных произведений не было увеселительным, каждое было большим размышлением, в котором светлый оптимизм сочетается с тяжёлыми мыслями и тревогой. Подчёркнуто строгим и скромным внешним видом музыканты красноречиво напомнили зрителю о главенстве содержания над формой, о том, что музыка создана не только для того, чтобы танцевать и подпевать, но и для того, чтобы думать, искать и находить в себе силы и ответы на непростые вопросы. Правда, чтобы услышать такую музыку, нужно вынуть голову из смартфона и постараться расслышать её.

Роман Шадрин

Фото-Максим Федосеев


© 2006-2014 Квартет им. Глинки
Desing by Fedosov
Powered by GoodMakers